Методы борьбы с потребителями-должниками!

В соответствии со ст.153 ЖК РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Пункт 1. ст. 155 ЖК РФ определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Согласно п. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Мероприятия по предупреждению задолженности и претензионно-исковая работа частично влияла на снижение задолженности, но была малоэффективна, возможность неуплаты потребителем-должником по морально-психологическим причинам и по причинам, связанным с крупными расходами, во многом была обусловлена слабостью системы привлечения к ответственности за неоплату или несвоевременную оплату услуг по водоснабжению/водоотведению.

Правительством РФ путем внесения поправок в Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (ред. от 27.02.2017) были предусмотрены дополнительные меры воздействия на потребителей-должников, а именно при соблюдении процедуры уведомления о задолженности и последующего ограничения и приостановления услуг по водоснабжению/водоотведению потребителя-должника, ресурсоснабжающая организация в праве произвести действия по ограничению и отключению соответствующих коммунальных услуг, кроме отопления и водоснабжения в многоквартирных домах.

Проведение разработанных ООО «Кристалл-2001» комплексных мероприятий с учетом последних изменений в законодательстве РФ в сфере предоставления коммунальных услуг, существенно повлияет на совершенствование системы платежей за водоснабжение и водоотведение, а также дисциплинирует недобросовестных потребителей к своевременной оплате за предоставленные услуги по водоснабжению и водоотведению.

 

Мероприятия по работе с потребителями-должниками.

1) Оперативный сбор и анализ информации о состоянии дебиторской задолженности организации:

- Ежедневная выгрузка информации о состоянии расчетов с потребителями из биллинговой системы;

- Анализ дебиторской задолженности;

- Ведение реестров потребителей-должников;

- Взаимодействие с внешними организациями по вопросам организации судебного делопроизводства и взыскания задолженности;

- Составление и ведение отчетов о проводимой претензионно-исковой работе;

- Ведение базы данных исполнительных производств;

- Сверка по исполнительным производствам за расчетный месяц;

 

2) Уведомление потребителей-должников:

- Потребителю-должнику направляется предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате услуги водоснабжения/водоотведения в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой услуги по водоснабжению/водоотведению будет сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения, путем вручения под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю-должнику голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, чья задолженность составляет сумму превышающую 2 (два) месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

- Вывешивание списка адресов потребителей-должников на сайте ООО «Кристалл-2001», доведение судебно-исполнительной и технической практики до потребителей-должников, выезд по месту регистрации потребителей-должников, ведение телефонных переговоров с потребителеями-должниками на предмет погашения задолженности, информирование потребителей-должников о последствиях неисполнения обязательств.

 

3) Меры после уведомления потребителей-должников:

 

- После того, как потребители-должники уведомлены, применяются различные методы в зависимости от того, как они отреагировали на уведомление. Если потребитель-должник погасил задолженность, то меры воздействия к нему больше не применяются. Если потребитель-должник высказал заинтересованность в разрешении проблемы, но в настоящий момент он не располагает нужными средствами, то он в праве выступить с предложением о заключении графика реструктуризации задолженности путем направления гарантирующего письма о погашении задолженности с учетом текущих платежей в ООО «Кристалл-2001». В случае если потребитель-должник в принципе не желает решать проблему погашения задолженности, то к нему применяются все виды воздействий, предусмотренные законодательством РФ (взыскание задолженности через судебно-исполнительные органы, заключение агентских договоров по оказанию юридических услуг в сфере взыскания задолженности, ограничение/отключение неоплаченных услуг по водоснабжению/водоотведению).

 

4) Прием и беседа с потребителями-должниками:

- Прием проводится для того, чтобы совместно с потребителями-должниками найти решение проблемы. На приеме выясняются основные причины возникновения задолженности и обсуждаются возможные варианты погашения. Если после приема соглашение по погашению задолженности не достигнуто, то ООО «Кристалл-2001» начинает применять санкции, предусмотренные настоящими мероприятиями в соответствии с действующим законодательством РФ.

5) Заключение соглашений о погашении задолженности:

- Урегулирование вопросов о погашении задолженности с потребителями-должниками - это компромиссный вариант, который избавляет обе стороны от необходимости обращаться в судебные органы и прибегать к техническим мерам воздействия по ограничению и приостановлению услуг водоснабжения/водоотведения.

6) Санкции, применяемые к потребителям-должникам в случае не достигнутых взаимных соглашений о погашении задолженности за услуги водоснабжения/водоотведения.

- Взыскание задолженности в судебном порядке:

В судебном порядке по искам о взыскании задолженности осуществляется сбор и подготовка документов, подготовка искового заявления, участие в судебном процессе, получение судебных решений и исполнительных листов. Отсутствие письменного договора между ООО «Кристалл-2001» и потребителем не является препятствием для взыскания задолженности по ЖКУ (ГК РФ Статья 540).

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату государственной пошлины и оплату услуг представителя.

- Начисление пени:

В ч. 14 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ предусмотрена мера гражданско правового воздействия на лиц, которые нарушают платежную дисциплину в жилищных правоотношениях. Максимально допустимый размер неустойки в виде пени установлен в императивной норме. Так лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за услуги водоснабжения/водоотведения (потребители-должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

 

- Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг:

На основании п.117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 от 06.05.2011 (ред. от 27.02.2017г.) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.

Приостановление или ограничение предоставления услуг водоснабжения/водоотведения может осуществляться до ликвидации задолженности. Предоставление услуг водоснабжения/водоотведения возобновляется в течение 2 дней с момента полного погашения потребителем задолженности.

На сегодняшний день самым эффективный способ борьбы с потребителями-должниками услуг водоснабжения/водоотведения является ограничение/отключение водоснабжения/водоотведения в частных жилых домах и ограничение/отключение услуги водоотведения в многоквартирных домах (блокировка канализации).

Процесс монтажа и демонтажа заглушки производится при помощи специального устройства, оборудованного видеокамерой, через канализационный стояк. Установка производится с технического этажа, либо с крыши дома без проникновения в квартиру. Заглушка позволяет ограничить или отключить водоотведение со стороны квартиры. Данные работы связанные с ограничением/отключением услуг водоснабжения/водоотведения оплачиваются за счет потребителя должника (п.121(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 от 06.05.2011 (ред. от 27.02.2017г.) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Таким образом, потребитель-должник не сможет игнорировать подобную ситуацию и будет вынужден решать вопрос с образовавшейся задолженностью. Данный метод борьбы с потребителями-должниками активно используется во многих городах России, и является абсолютно законным. 

(Ответ ПрокуратурыОтвет Государственной жилищной инспекцииОтвет Роспотребнадзора)

 

- Меры досудебного воздействия, направленные на конкретного потребителя-должника:

Меры досудебного воздействия заключаются в информировании потребителя-должника о намерении обратиться в суд за взысканием задолженности. Фактически это может выражаться в направлении должнику уведомления о необходимости погашения задолженности или копии искового заявления.

- Стадия исполнительного производства:

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов.

При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Мерами принудительного исполнения являются:

  1. Обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
  2. Обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
  3. Обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
  4. Изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
  5. Наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
  6. Обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  7. Совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
  8. Принудительное выселение должника из жилого помещения;
  9. Освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;
  10. Принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
  11. Иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом;

Уважаемые потребители услуг ООО «Кристалл-2001» просим вас во время оплачивать предоставляемые услуги водоснабжения/водоотведения и не доводить ситуацию до применения в отношении вас санкций в связи с образованной задолженностью!!!